Кафедра общей и социальной психологии

Адрес: г.Псков, ул. Советская, 21, ауд.26;
телефон: 72-04-01;
e-mail: psy-kafedra-pgpu@rambler.ru

parfenova.jpg



Заведующая кафедрой
кандидат психологических наук, доцент
Парфенова Надежда Борисовна




mitizina.jpg

Заместитель заведующей кафедрой
кандидат психологических наук, доцент
Елена Александровна Митицина

Кафедра общей и социальной психологии была сформирована в сентябре 2008 года на факультете психологии.

Кафедра общей и социальной психологии как выпускающая участвует в реализации образовательных программ:

  • специалитет: 030301.65 «Психология служебной деятельности», 030401.65 «Клиническая психология»;
  • бакалавриат: 030300.62 «Психология» по профилю «Социальная психология;
  • магистратура: направление 050400.68 «Психология», по профилям «Социальная психология образования», «Психология развития, акмеология»; направление 030300.62 «Психолого-педагогическое образование» (магистратура);
  • аспирантура: направление «Педагогическая психология»-19.00.07;
  • дополнительных (профессиональная переподготовка на базе имеющегося высшего образования): «Практическая психология», «Управление персоналом», «Юридическая психология», «Школа политического лидерства» », блок «Психология политического лидерства»;
  • повышение квалификации: курсы повышения квалификации практических психологов «Сопровождение учащейся молодежи в трудных жизненных ситуациях; «Психологическое сопровождение развития детей с интеллектуальной недостаточностью; «Комплексное социально-психолого-педагогическое сопровождение приемных семей» в НОУ «Детская деревня-SOS Псков»; «Повышение психологической компетентности» (для педагогов, старшеклассников и студентов) и др;
  • довузовское развивающее образование: «Психология карьеры» для учащихся 9-10 классов; «Профессиональное самоопределение»; «Семинар "Мир профессий: профессии типа человек-человек" (Интерактивные занятия на базе сайта vk.ru).
Все преподаватели кафедры повышают научно - методический уровень по программам повышения квалификации в соответствии с Приказом № 13.90 от 23.11.06. « О повышении квалификации профессорско-преподавательского состава Федеральных государственных образовательных учреждений и ВУЗов, находящихся в ведении Федерального агентства по образованию», а также по дополнительным программам по психологии в ИПП «Иматон», г. Санкт - Петербург и в ПсковГУ с получением соответствующих сертификатов.

На кафедре разработано учебно-методическое сопровождение по всем программам в соответствии с учебными планами и ФГОС: рабочие программы, курсы лекций, учебно-методические материалы для проведения практических, лабораторных семинарских занятий и организации самостоятельной работы студентов, комплект оценочных средств.

Преподаватели кафедры разрабатывают и внедряют в учебный процесс активные, интерактивные и практико-ориентированные формы проведения занятий, внедряют в практику обучения модульно-кредитно-рейтинговую систему по ведущим дисциплинам кафедры, совершенствуют имеющиеся оценочные средства и разрабатывают технологии оценки по программе «Качество психолого-педагогической подготовки студентов» в процессе текущего, промежуточного и итогового контроля, в результате - наряду с традиционными формами контроля (коллоквиумы, зачеты, экзамены) применяются и такие формы текущего контроля как подготовка, проведение и написание отчета по диагностическому обследованию школьников, разработка, проведение и защита экспериментов, защита презентаций творческой продукции студентов с помощью мультимедийных технологий, контроль и дифференцированная оценка степени овладения и применения в учебном процессе студентами современных информационных технологий, выполнение практических заданий в форме тренингов; в качестве промежуточного и итогового контроля применяются рейтинговые средства оценки подготовленности студентов, специальные компьютерные тестовые задания с помощью программы Moodle; использование дистанционного взаимодействия со студентами при практико-ориентированных занятиях и On-line консультировании.

С целью повышения качества практико-ориентированного обучения студентов расширяются базы прохождения производственной практики и научно-исследовательской практики и подписание договоров о сотрудничестве с учреждениями медицинского, военного, юридического профиля, с образовательными учреждениями различного профиля, с ООО «Психология и бизнес», центром семьи.

Для определения эффективности качества образования осуществляется мониторинг успеваемости, качества приобретаемых студентами знаний и умений, опыта (общекультурных и профессиональных компетенций) после прохождения педагогической и производственной практики.

Преподаватели кафедры активно работают над подготовкой авторских учебных и учебно-методических пособий и практикумов.

На базе кафедры эффективно функционирует экспериментально-диагностическая компьютерная лаборатория с программным обеспечением (для работы с электронными таблицами и базами данных, создания мультимедийных презентаций, для осуществления математико-статистической обработки эмпирических данных, для разработки и проведения тестов контроля знаний учащихся; для проведения лабораторных работ по общей психологии (психодиагностический комплекс «ПРАКТИКА»), программное обеспечение (в комплекте) для системной психологической диагностики, для обучения методу проектов).

Отработка на занятиях по социальной психологии навыков активного обучения, проведение тренингов общения, личностного и профессионального роста студентов проводится в специализированном кабинете психологии, оснащенном специальной мебелью (передвижные парты, кресла) для проведения дискуссий и тренинговых занятий.

При кафедре функционирует аспирантура по специальности 19.00.07 «Педагогическая психология».
Аспирантура на кафедре действует с 1997 года. За этот период защитилось 27 аспирантов. В период с 2007 по 2013 г.г. защитились 8 аспирантов, 2 из них в настоящее время работают на факультете.

Организационная работа кафедры общей и социальной психологии осуществляется по следующим направлениям:

  • разработка основных направлений сотрудничества с международными образовательными учреждениями, с российскими университетами;
  • организация социально-психологической службы (СПС);
  • развитие связей с образовательными учреждениями и психолого-педагогическими центрами города и области;
  • профориентационная работа преподавателей с будущими абитуриентами;
  • расширение направлений дополнительного профессионального образования и совершенствование научно-практической работы преподавателей со слушателями вечернего отделения.

Воспитательная и внеаудиторная научно-исследовательская работа преподавателей кафедры со студентами осуществляется по следующим направлениям:

  • внедрение инновационной программы проблемно-ресурсного сопровождения субъектов образовательного процесса,
  • расширение «опыта» как фактора компетентностной структуры студентов-психологов 3-4 курсов (бакалавриат) и магистратуры,
  • психологическое просвещение студентов других факультетов под руководством сотрудников СПС по актуальным для студентов проблемам профессионально-личностного становления.

Научная работа сотрудников кафедры общей и социальной психологии осуществляется по общекафедральной теме «Психологические аспекты качества образования»: разработана и внедряется в практику исследования концептуальная модель профессионально-личностной компетентности специалиста на основе анализа современных отечественных и зарубежных представлений по проблемам инновационного внедрения компетентностного подхода в систему образования, разработанного преподавателями кафедры методического инструментария для изучения основных компонентов профессионально-личностной компетентности специалиста, что способствует концептуализации психологического сопровождения и консультирования субъектов образовательного процесса, организации мониторинга и экспертизы инновационных образовательных учреждений в условиях реформирования системы образования.

Результаты научно-исследовательской работы представлены в выступлениях преподавателей на международных научно-практических конференциях в Санкт - Петербурге, Москве, Костроме, Пскове и в других городах; в публикациях (монографии, учебно-методические пособия, научные статьи, тезисы).

В качестве ведущих специалистов преподаватели участвуют во внебюджетной межкафедральной научно-исследовательской работе: Н.Б. Парфенова (2009 -2011гг. по проекту № 2.2.3.3/4199 «Разработка научно-методического обеспечения реализации стратегий поведения и жизненных навыков молодежи, обеспечивающих устойчивость по отношению к негативным социальным влияниям»; 2012 г. по проекту 6.4798.11 «Научно-методическая разработка и апробация технологий обеспечения психологической безопасности и предупреждения эмоционально-личностных и поведенческих нарушений у молодежи в условиях ожидаемой угрозы террористических проявлений», рук. Е.И.Середа); Р.Р. Калинина, Е.А.Ковалевская - «Социально-психологическая адаптация и эмоциональные состояния членов приемных семей Детской деревни SOS-Псков» (РГНФ, 2013-2014гг). Е.А.Ковалевская - «Интерактивное обучение как форма психолого-педагогической поддержки карьерного самоопределения старшеклассников» (РГНФ, 2014-2015гг).
Результаты научно-исследовательской работы представлены в публикациях научных статей (в том числе в журналах ВАК И РИНЦ), монографиях, учебно-методических пособиях).

Профессорско-преподавательский состав кафедры:

ФИО Должность
Парфенова Надежда Борисовна зав.кафедрой, доцент, кандидат психологических наук
Сорокун Прокопий Афанасьевич доктор психологических наук, профессор
Петрова Светлана Михайловна кандидат психологических наук, доцент
Калинина Румия Рашидовна кандидат психологических наук, доцент
Лебедев Сергей Алексеевич кандидат психологических наук, доцент
Вожиевская Татьяна Ивановна кандидат психологических наук, доцент
Митицина Елена Александровна кандидат психологических наук, доцент, заместитель заведующей кафедрой
Алексеева Алина Анатольевна ассистент
Ковалевская Екатерина Владимировна заведуюшая учебной лабораторией, старший преподаватель
Майборода Дарья Александровна Старший лаборант
Михайлова Дарья Викторовна Лаборант
Парфенов Николай Олегович ассистент кафедры общей и социальной психологии

 
0.13931107521057